ПЕТИЦИЯ (ОБРАЩЕНИЕ) по отзыву проекта Закона «О кооперативах» + анализ законопроекта

Коллеги!

Огромное спасибо за активность при подписании ПЕТИЦИИ (ОБРАЩЕНИЯ)!

Окончательный вариант:

Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву,

Министру юстиции РФ А.В.Коновалову,

Руководителю исполкома Общероссийского народного фронта А.В.Анисимову,

Руководителям фракций Государственной Думы РФ:

«Единая Россия» В. А Васильеву,

КПРФ Г.А.Зюганову,

ЛДПР В.В.Жириновскому,

«Справедливая Россия» С.М.Миронову

ПЕТИЦИЯ (ОБРАЩЕНИЕ)

6 декабря 2016 г. Министерство юстиции РФ, за подписью заместителя Министра М.Л.Гальперина, разослало в соответствующие Министерства и ведомства проект Закона «О кооперативах» (далее – Законопроект), подготовленного специалистами Минюста в инициативном порядке, а затем 20 января 2017г был разослан уточненный вариант Законопроекта.

Кроме того, в плане законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2017 год, утвержденном распоряжением Министерства юстиции РФ от 23 января 2017 года № 72-р, Законопроект «О кооперативах» значится под №81.

Ответственный за подготовку и сопровождение Законопроекта – Департамент экономического законодательства (Е.А. Ардабьева).

Инициативная группа, состоящая из руководителей потребительских обществ и потребительских кооперативов, действующих в рамках Закона №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации», из всех 8 (восьми) Федеральных округов России, совместно с экспертным сообществом, проанализировала указанный Законопроект, и со всей ответственностью заявляет, что его нормы не соответствуют и противоречат основным действующим принципам потребительской кооперации в России.

Частичный анализ принципиальных несоответствий и противоречий Министерства юстиции (Департамента экономического законодательства) приводится в Приложении №1

Исходя из этого, предлагаем:

  1. Правительству РФ вернуть Законопроект в Министерство юстиции без рассмотрения.
  2. Министерству юстиции РФ исключить законопроект из Плана законопроектной деятельности.
  3. Создать рабочую группу (экспертный совет) по всему кругу вопросов, связанных с производственной и потребительской кооперацией, включив в неё представителей всех видов и форм кооперативов.
  4. Поручить экспертному совету в срок шесть месяцев подготовить предложения по совершенствованию законодательства в сфере кооперации, согласовав их с теми, кто станет субъектом данных изменений законодательства (Гражданского Кодекса, Закона 3085-1, других Законов по видам кооперативов, бухгалтерскому учету и т.д).
  5. Осуществлять публичное обсуждение всех вопросов, которые будет готовить и рассматривать экспертный совет, на кооперативных «площадках» в сети Интернет.

Приложение №1 к ПЕТИЦИИ (ОБРАЩЕНИЮ)

Анализ проекта Закона «О кооперативах»


Анализ законопроекта «О кооперативах» подготовил В.Б.Шишкин при участии О.Н.Шунк и других руководителей ПО (ПК), организаторов ПО (ПК) или просто сочувствующих потребительской кооперации в России.


1). Исчез пункт действующего Закона, гарантирующий потребительским обществам (ПО), потребительским кооперативам (ПК) и их союзам, а также организаторам этих ПО (ПК) государственную поддержку.

Также исчезло важнейшее упоминание о социальной значимости потребительски обществ, потребительских кооперативов и их союзов.

В действующем Законе №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» (в дальнейшем, Законе 3085-1), это прописано следующим образом,

цитата из Закона 3085-1 (Преамбула):

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.


2). Исчезла одна из основополагающих статей, регулирующих взаимодействие государства и системы потребительской кооперации, которая есть в Законе №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» (в дальнейшем, Закон 3085-1).

Цитаты из Закона 3085-1:

Статья 3. Государство и система потребительской кооперации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития

2. Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.


3). Нарушен один из основных принципов потребительской кооперации, который прописан в пунктах 1 и 2 Статьи 21 действующего Закона 3085-1 и пункте 4 Статьи 123.1 ГК РФ.

Цитаты из Закона 3085-1:

1. Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо.

2. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами.

Цитата из Статьи 123.1 ГК РФ (пункт 4):

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

В проекте Закона «О кооперативах» все с точностью до наоборот (Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 5. Имущество кооператива)

Цитаты из проекта Закона «О кооперативах»:

1. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда).


4). Создаются организационные проблемы, которые сделают практически невозможным увеличение количества пайщиков в потребительских кооперативах: предлагается новых пайщиков принимать на общем собрании потребительского кооператива. И не важно, 100 пайщиков в ПК или 10 тысяч. В одном регионе они находятся или в тридцати регионах.

Сравним действующий Закон 3085-1 и проект Закона «О кооперативах».

Цитата из Закона 3085-1 (пункт 2 Статьи 10):

2. Заявление о приеме в потребительское общество должно быть рассмотрено в течение 30 дней советом потребительского общества.

В проекте Закона «О кооперативах» необходимо рассматривать две статьи совместно.

Цитаты из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 10. Прием в члены кооператива:

1. Физическое или юридическое лицо вправе подать заявление о приеме в члены кооператива, по результатам рассмотрения которого наблюдательный совет кооператива, а при его отсутствии – высший орган кооператива принимает решение о приеме или об отказе в приеме в члены кооператива.

Раздел III. Потребительские кооперативы
Глава 7. Органы потребительского кооператива
Статья 42. Особенности структуры органов потребительского кооператива:

Наблюдательный совет в потребительском кооперативе не образуется.


5). Создаются организационные и финансовые проблемы при добровольном выходе пайщиков из потребительских кооперативов, которые сделают практически невозможным увеличение количества пайщиков в потребительских кооперативах, особенно за счет малоимущих граждан, т.к. зная эти «правила», в ПК мало кто из этих граждан будет вступать.

Цитаты из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 11. Прекращение членства в кооперативе:

2. Член кооператива вправе выйти из него путем подачи заявления о выходе, которое является односторонней сделкой и должно быть нотариально удостоверено.

Т.е.,чтобы подать заявление на добровольный выход из потребительского кооператива, необходимо прийти к нотариусу, «простоять» там в очереди, а потом еще заплатить ему определенную сумму ( 1700 руб. в некоторых Регионах России).

А вот цитата из действующего Закона 3085-1 (пункт 2 Статьи 13):

2. Заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского общества рассматривается советом общества. Выход пайщика осуществляется в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества.


6). Следующий пункт из проекта Закона «О кооперативах» противоречит Гражданскому Кодексу РФ.

Цитата из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 7. Ответственность кооператива и его членов по обязательствам кооператива:

2. Члены кооператива не отвечают по обязательствам кооператива, а кооператив не отвечает по обязательствам его членов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом

А вот цитата из Статьи 123.3 ГК РФ (пункт 2):

2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.


7). Следующий пункт из проекта Закона «О кооперативах» противоречит основным принципам деятельности ПО (ПК).

Цитата из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 4. Паевой фонд и порядок внесения паевого взноса:

Пункт 1. …Паевой фонд должен быть полностью сформирован в течение года с момента государственной регистрации кооператива.

Размер паевого фонда не может быть постоянным, он регулярно изменяется при вступлении новых пайщиков в ПО (ПК), при выходе пайщиков из ПО (ПК), при ведении хозяйственной деятельности ПО (ПК).


8). Следующий пункт из проекта Закона «О кооперативах» также противоречит основным принципам деятельности ПО (ПК).

Цитата из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 4. Паевой фонд и порядок внесения паевого взноса:

Пункт 6. Решением высшего органа кооператива паевой фонд кооператива может быть увеличен или уменьшен.

Размер паевого фонда не может увеличиваться или уменьшаться на основании решения общего собрания. Размер паевого фонда регулярно изменяется при вступлении новых пайщиков в ПО (ПК), при выходе пайщиков из ПО (ПК), при ведении хозяйственной деятельности ПО (ПК).


9). Следующие пункты из проекта Закона «О кооперативах» не относится к деятельности ПО (ПК), видимо, они могут относиться к деятельности других видов кооперативов.

Цитата из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 4. Паевой фонд и порядок внесения паевого взноса:

Пункт 8. Увеличение паевого фонда осуществляется путем увеличения размера паевых взносов либо путем увеличения числа членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.

Размер обязательного (минимального) паевого взноса в ПО (ПК) устанавливается общим собранием пайщиков ПО (ПК). Минимальный паевой взнос вносится при вступлении в ПО (ПК) каждым вступающим в пайщики ПО (ПК). В дальнейшем пайщики могут вносить паевые взносы в добровольном порядке, участвуя в целевых программах ПО (ПК). Т.е. схема увеличения паевого фонда, прописанная в п.8, не относится к потребительским кооперативам.

Ассоциированных членов в ПО (ПК) также никогда не было, т.к. это противоречит обязательности участия пайщика в хозяйственной деятельности ПО (ПК).

Вот цитата из действующего Закона 3085-1 (Статья 12):

Пайщики потребительского общества обязаны:

выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.

Но опять, всё наоборот в проекте Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 9. Ассоциированное членство в кооперативе

5. Ассоциированный член кооператива не обязан участвовать в хозяйственной деятельности кооператива…


10). Следующий пункт из проекта Закона «О кооперативах» оставляем без комментариев, т.к. он к деятельности ПО (ПК) не относится. Хотя разработчики проекта Закона «О кооперативах», видимо, считаю иначе. Только не понятно, почему они так считают.

Цитата из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 1. Общие положения, Статья 4. Паевой фонд и порядок внесения паевого взноса:

9. Кредиторы кооператива должны быть поставлены в известность об уменьшении паевого фонда или сроков его формирования в течение месяца после вступления в силу указанных изменений…


11). Очередная новация из проекта Закона «О кооперативах».

Цитата из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 2. Управление в кооперативе, Статья 16. Порядок созыва высшего органа кооператива

6. Первое заседание высшего органа кооператива проводится в возможно короткий срок, но не позднее чем через три месяца после государственной регистрации кооператива.

Зачем???


12). А теперь 2 пункта из проекта Закона «О кооперативах», которые явно указывают на то, что разработчики сами не прочитали, что разработали.

Цитата из проекта Закона «О кооперативах»:

Раздел I. Общие положения о производственных кооперативах и потребительских кооперативах, Глава 2. Управление в кооперативе, Статья 16. Порядок созыва высшего органа кооператива

8. Созыв годового и внеочередного заседаний высшего органа кооператива осуществляется правлением кооператива…

А вот цитата из другой Статьи:

Раздел III. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ, Глава 6. Особенности правового положения потребительского кооператива. Статья 45. Совет потребительского кооператива

5. К исключительной компетенции совета потребительского кооператива относятся:

проведение заседаний высшего органа потребительского кооператива;


……

Можно ещё привести с десяток пунктов проекта Закона «О кооперативах», показывающих несоответствие и противоречия этого проекта Закона основным действующим принципам потребительской кооперации в России, Гражданскому Кодексу и действующему Закону №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации», а также несоответствие положений внутри проекта Закона.


Анализ законопроекта «О кооперативах» подготовил В.Б.Шишкин при участии О.Н.Шунк и других руководителей ПО (ПК), организаторов ПО (ПК) или просто сочувствующих потребительской кооперации в России.


Приложение №1 в виде pdf-файла

ЗДЕСЬ

Приложение №2 подписные листы к Петиции (Обращению)

Координатор: Шишкин В.Б. (тел.: +7-987-688-1234, E-mail: vbshishkin@gmail.com)

Взял на себя смелость немного изменить по отношению к проекту: указал, что 20 января 2017г Минюстом был разослан уточненный вариант Законопроекта и что ПЕТИЦИЮ (ОБРАЩЕНИЕ) подписали представители ПО (ПК) из всех 8 федеральных округов.

Надеюсь, Вы меня поддержите.

С уважением, В.Б.Шишкин

Результат — здесь!

Комментарии 4

  • Полностью поддерживаю и подписываюсь под петицией.

    Председатель Совета ПО «Черногорец» (ИНН 1901124758).

  • я считаю, что петицию могут подписывать не только руководители кооперативов, нл и простые граждане, не состоящие в кооперативаах, но также имеющие мнение, о том, что надо взять процесс изменений под контроль общественности. Владимир

  • я подписываюсь обязательно, только объясните как это сделать

  • я председаитель правления ПК «Клюква»

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.