Планируемое изменение в закон 3085-1

Из Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ближайшее время, скорее всего, исчезнет формулировка о возможности привлечения заёмных средств от «других лиц».

Из пояснительной записки к законопроекту:

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 5 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», направленные на исключение возможности потребительских обществ привлекать заемные средства от других лиц, кроме пайщиков.

Необходимость своевременного принятия указанного законопроекта обусловлена тем, что в настоящее время на территории Российской Федерации происходит активизация деятельности организаций по привлечению денежных средств или иного имущества физических лиц, при котором выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств и (или) иного имущества (далее – финансовые пирамиды).

Деятельность финансовых пирамид оказывает негативное влияние на российский финансовый рынок, может повлечь потерю денежных средств значительной части населения, а также подрывает доверие граждан к финансовым инструментам и имеет негативный социально-экономический эффект.

За период с января 2018 года по ноябрь 2022 года в Банк России поступило более 6 000 обращений граждан с жалобами на деятельность компаний
с признаками финансовой пирамиды, а с учетом коллективных жалоб, в которых содержится информация о массовых потерях граждан, количество пострадавших составило более 8 тыс. человек. Ущерб, понесенный ими, согласно данным обращениям, составляет более 4,5 млрд руб. По данным официальной статистики правоохранительных органов ущерб от деятельности финансовых пирамид составил в 2018-2019 году 10,8 млрд руб. Согласно экспертной оценке специалистов Банка России потенциальный ущерб от деятельности финансовых пирамид может составлять десятки миллиардов рублей (оценочно 35-37 млрд рублей), количество потенциальных пострадавших – более 100 тысяч человек.
При этом приводимые цифры не являются исчерпывающими.

Одновременно необходимо отметить, что прослеживается тенденция к росту числа финансовых пирамид, создающихся без образования юридического лица и существующих в форме так называемых «интернет-проектов», которые обладают совокупностью следующих признаков:

— деятельность осуществляется исключительно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет);

— отсутствуют представительства (офисы) как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

— связь с представителем «интернет-проекта» возможна исключительно посредством сети Интернет или телефона;

— отсутствует возможность установить идентификационные данные организатора деятельности «интернет-проекта».

Также значительное количество финансовых пирамид осуществляют свою деятельность в статусе потребительских обществ, реализуя установленное законодательством Российской Федерации право привлекать денежные средства не только пайщиков, но и иных лиц.

Всего за 2015-2022 годы Банком России зафиксирована деятельность около 3500 организаций и интернет-проектов, имеющих признаки финансовой пирамиды. При этом в 2015 году Банком России выявлено 200 финансовых пирамид, в 2016 – 1 80, в 2017 – 137, 2018 – 168, 2019 – 237, 2020 – 222, за 2021 год – 871, за 9 месяцев 2022 года – 1481.

В настоящее время отсутствие статуса финансовой организации не является ограничением для осуществления деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества граждан. Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не содержит условий, при соблюдении которых является допустимым привлечение инвестиций физических лиц и оказание услуг по привлечению инвестиций указанных лиц.

Таким образом, противодействие деятельности финансовых пирамид не может быть достаточно эффективным ввиду отсутствия законодательных ограничений на привлечение денежных средств и (или) иного имущества граждан.


Совет Государственной Думы включил законопроект в примерную программу для рассмотрения на осенней сессии, в ноябре 2023.

Комментарии 23

  • Количество пострадавших от действий Банка России гораздо больше.
    А это потуги в очередной раз нагадить Кооперации.
    Система понимает, что если Кооперация сможет выйти хоть на какой то значимый уровень в РФ, то сейчас существующие, вместо законодательства, «понятия» просто отвалятся как не нужные. и кормушка у паразитов закончится.

    • Олег, про какие конкретно действия Банка России Вы ведете речь?
      Кто такие пострадавшие и больше по отношению к чему?
      «Нагадить» в чем?

      • совершенно конкретные действия ЦБ по введению «светофора» например, в котором абсолютно нет места некоммерческим действиям. или положение 375-П с признаками подозрительных операций, в котором четко прописано что паевые взносы это операции подозрительные. Что это значит? а только одно и значит что все члены всех потребительских кооперативов заранее признаны экстремистами и финансистами терроризма. Блокировка ЦБ счетов кооперативов и личных карточных счетов членов кооперативов прямо нарушающая основы конституционного строя РФ, для меня означает что я и есть пострадавший, к примеру.
        и многое многое другое, в т.ч. нарушения и ЦБ и всяческими «банками» законодательства РФ. например ФЗ 115 нарушает много прав людей и организаций, но…
        больший вред от действий ЦБ имеем мы все как граждане и в целом как государство, чем вред от деятельности потребительских кооперативов, даже от не совсем правильной их деятельности.. именно ЦБ РФ выводит средства за рубеж в таких суммах что и не снились всей вместе взятой системе кооперации.
        про «нагадить» : любое вмешательство в закон о кооперации приносит вред кооперации. Вы это знаете гораздо лучше меня поскольку уже имеете опыт борьбы за закон.

  • Благодарю за информацию.

  • Благодарю за информацию.
    Возможно это для «государства» и нужно… Главное в СПК иметь правильный документооборот, а инвестору, пройти обучение, быть готовым стать пайщиком и инвестировать в социальный проект…
    В общем большая тема

  • Согласен, что из 100 потребительских кооперативов/обществ только 1-5 являются таковыми, а остальные только прикрывают деятельность пирамид и других видов мошенничества. К сожалению это факт! Вопрос а зачем вообще потребительскому кооперативу/обществу привлекать деньги не у своих пайщиков-членов? Принимайте человека в пайщики и работайте…..

    • А заемные средства на строительство, например?

    • Михаил, серьёзный «наезд» на потребительские кооперативы/общества!
      Сами придумали или откуда-то взяли статистику? Тогда хотелось бы узнать источник.

  • В России две пирамиды, это Пенсионный фонд, и ФНС. Все остальное, лютики по сравнению с ними.
    По сути. Прочитал, и ничего не понял. Нагородили огород, и сами думаю ничего не поняли. Но показали, что пайку не за красивые глаза получают. Видимость работы на высочайшем уровне.

    • Андрей Борисович, Пенсионного фонда с 01.01.2023 г. уже нет. Есть СФР (Социальный фонд России), полное наименование: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в который вошел ПФР (Пенсионный фонд России).
      Бюджет фонда формируется из:
      страховых взносов;
      средств федерального бюджета;
      сумм пеней и иных финансовых санкций;
      доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
      добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
      средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;
      средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
      конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежных средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;
      иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

      Так что, по поводу утверждения про «пирамиду», поаккуратней.

      Что касается ФНС, то вообще не понятно, что Вы имеете в виду.

      Суть — в первом предложении, вернее в его окончании: «привлечения заёмных средств от «других лиц».». Всё, что в пояснительной записке, это обоснования. Хотя, обоснования, конечно, несколько странные.

  • Уважаемый Валерий Борисович!
    Спасибо за информацию!

  • Уважаемый Валерий Борисович, я пайщик потребительского кооператива «Бест Вей» с 1914 года. Наш кооератив не комерческая организация и мы мы существуем только на свои паевые взносы, не берем никаких кредитов, не привлекаем никаких дополнительных средств. Цель кооператива это приобрести пайщикам квартиры. Сами мы не строим, а покупаем эти квартиры. Всего было приобретено более 2500 квартир в 72 регионах России в Казахстане и Киргистане. В республиках кооператив работает до сих пор, а вот в России мы попали в немилость , нас признали пирамидой, хотя мы не подходим к ней ни по одному критерию, и вот уже 2 года кошмарят наш кооператив, все экспертизы доказали нашу финансовую грамотность, даже та , которую провели Следственные органы в рамках уголовного дела. Полных беспредел, который творится сейчас в судах по нашему кооперативу. Было заседание депутатов по нашему вопросу, но увы… воз и ныне там.
    Умоляем, помогите нашему кооперативу выжить, нас 20000 пайщиков. Наши счета арестованы вот уже почти 2 года. Люди живут с детьми на съемных квартирах, а на наших паевых личных деньгах жиреет сбер банк. Помогите нам.
    С уважением Яровая Алла Николаевна

    • Алла Николаевна, не совсем понимаю, чем можно помочь «вашему кооперативу».
      Давайте разбираться.

      1). Видимо, Вы пайщик Бест Вея с 2014 г., а не с 1914 г.

      2). Насколько мне известно, Бест Вей был создан в 2014 г., как жилищный кооператив.
      В п.2 статьи 110 Жилищного Кодекса РФ сказано:
      «Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.»
      А Вы пишите, что «Всего было приобретено более 2500 квартир в 72 регионах России в Казахстане и Киргистане.»
      Т.е. сами фактически признали, что Ваш Вест Вей нарушал российское законодательство с 2014 г.

      3). Вы спросите, а чем же тогда должен был быть Бест Вей?
      Ответ опять есть в российском законодательстве.
      Изучите пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ:
      «Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан — своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов…»
      Признайтесь, Ваш Бест Вей ведь этим занимался?

      4). Что касается «перекрашивания» Бест Вея из жилищного кооператива в потребительский кооператив, действующий по закону 3085-1, то это еще одно нарушение российского законодательства, т.к. ни Жилищный Кодекс РФ, ни Гражданский Кодекс РФ не предусматривает такой «финт».

      ЖК РФ Статья 122. Реорганизация жилищного кооператива
      Жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья.

      Цитата из пункта 3 ст. 123.2 ГК РФ:
      «… Гаражный, жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.»
      Сказано конкретно: «только», т.е. без вариантов!

      5). Да, руководству Бест Вея удалось «провернуть» незаконную операцию по «перекрашиванию» ЖК в ПК по закону 3085-1 при попустительстве ИФНС. И что? Проблемы решили? Думаю, вряд ли. Скорее всего, усугубили.
      Могу задавать Вам несколько вопросов, ответив на которые честно и на основании документов, Вы дадите повод налоговикам увидеть еще несколько «слабых мест» Бест Вея сегодня, по которым они, при необходимости, могут «ударить».
      Поэтому, не буду.
      Считайте, что это помощь Вам и Вашим коллегам-пайщикам, которых, конечно, жаль.

    • А про Бест Вей интересный кейс, давно наблюдаю и ждал когда его раздербанят)
      1. Главный признак пирамиды в то что средства новых пайщиков использовались для покупки недвижки для старых. И те кто в конце очереди сильно рискуют неполучить недвигу когда музыка стихнет по любой причине.
      2. То что средства на счетах аккамулируются это 99,9% что их в итоге заблочат, и сам кооператив выжмут досуха органы с связке с банкирами. Это самая старая схема в РФ.
      3. То как продвигался кооператив типа супер честное проплаченное интервью с Соловьевым, это конечно зашквар тот еще, было понятно еще тогда лет 7 назад.

  • Добрый день! Причем здесь жилищный кодекс? Закон 30-85 разве не предусматривает. голосованием пайщиков переход из жилищного кооператива в потребительский???

    • Владимир, Вы можете сами открыть закон РФ №3085-1 (а не 30-85) и прочитать статью 29. Кроме этой статью Вам понадобится еще пункт 3 статьи 123.2 ГК РФ. Но это Вы узнаете, как и во что может преобразовываться ПК по закону 3085-1. Бест Вей же решал задачу обратную: он из жилищного кооператива преобразовывался в ПК по закону 3085-1. Поэтому в этом случае не важно, что предусматривает закон 3085-1, а что нет. Надо смотреть, на основании чего мог преобразовываться жилищный кооператив и во что он мог преобразовываться.

  • А в чем проблема?
    Внесенные поправки направленные на исключение возможности потребительских обществ привлекать заемные средства от других лиц, кроме пайщиков.
    Ну и пусть исключают прием средств от третьих лиц!
    Весь принцип работы НПК построен на работе с пайщиками и внутри кооператива.

    • Дмитрий, проблем нет. Однако, если Вы давно следите за нашим сайтом, то видимо знаете, что мы периодически публикуем законопроекты, некоторые Письма Министерств и ведомств, касающуюся ПК, созданных по закону 3085-1, а иногда и помогаем отстаивать интересы таких ПК перед различными структурами, которые специально или по заблуждению пытаются нанести вред развитию потребительской кооперации в России.
      Что касается Вашего тезиса «поправки направленные на исключение возможности потребительских обществ привлекать заемные средства от других лиц, кроме пайщиков» — не все так однозначно. Когда законопроект станет законом, объясним в чём суть. Следите за публикациями!

  • Как можно с вами связаться по телефону?

  • Валерий Борисович, приветствую Вас!
    В нашем городке хотим создать единственный парк по выгулу и дрессировке собак. Активные граждане нашли участок, согласовали с администрацией города, за свой счет оформили землю в аренду.
    Вопрос: Есть ли возможность активным гражданам создать кооператив для организации и ведения хозяйственной деятельности парка в целом, в том числе для создания (постройки) и дальнейшего содержания гостиницы временного содержания животных, зоокофе, торговых павильонов? Встречалась ли Вам Такая практика?

    • Галина, особых проблем не вижу, но нужно разбирать детально.
      Так что, пишите на любое удобное средство связи (контакты здесь) и продолжим обсуждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.